Сайт создан в системе uCoz
 
главная галерея биография пресса контакт
 
Статьи и рецензии
 
Т. Барская. "Трепет души и сердца"
Л. Обуховская "Нет высоты, которую можно достичь"
Л. Ширяева "Крымский художник Александр Шуринов"
С. Глазунова "Грусть дождя в осеннем парке"
Л. Горская "Перламутрово - золотистый блик"
С. Муравский "Прекрасное - близко"
 
 
  Публикации в прессе
 
  Трепет души и сердца - Татьяна Барская
   
 

По определению экстрасенсов, в картинах Александра Шуринова передается его большая биоэнергетика, приносящая людям огромный потенциал положительных эмоций, несущих умиротворение и радость сопереживания с художником чувства прекрасного. В этом нетрудно убедиться, побывав сегодня в Выставочном зале в Ялте, а в апреле - в Доме художников в Симферополе.

Становление и творчество Александра Шуринова неразрывно связано с Крымом, хотя родился он в Черкассах, в семье военнослужащего. И первые уроки рисования получал у солдата, служившего в части отца, находившейся в те годы в Германии. А потом было Крымское художественное училище им. Самокиша, которое Александр успешно окончил в 1972 году, и спустя шесть лет стал участвовать в городских, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Сегодня работы Александра Шуринова радуют любителей живописи в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Израиле, Швеции, Японии, Австралии, Польше, Южной Корее. Нынешняя выставка открывается одной из близких нашему сегодняшнему настроению картин - "Крымская весна". Нет в ней, как, впрочем, и в других работах этого художника, ничего картинно-эффектного, броского. Но в каждой из них чувствуется и передается зрителям трепет души и сердца мастера, по-своему увидевшего и передавшего на полотне многоликую, узнаваемую и каждый раз открывающуюся заново красоту и своеобразие природы Крыма. Вот далекий парус, растворившийся в безбрежном морском просторе ("На берегу"), каменистый берег, синева волны и величие гор ("Ласпи"); прозрачность воздуха в "Тихой гавани"; серебристые тона бухты, окаймленной с двух сторон суровыми, недоступными скалами и выход в безбрежную даль, где море сливается с небом ("Покой"), Все они передают философское восприятие художником увиденного и прочувствованного им явления природы. Море и горы, изображенные на, полотнах Шуринова, в разное время года и в разном состоянии, вызывают соответствующие эмоции у зрителей. Не менее привлекательны его пейзажи, где мы видим тихие, пустынные уголки Крыма, вдали от шумных дорог, полные покоя и гармонии. Однако, как отмечают искусствоведы,

Шуринов принадлежит к числу беспокойных мастеров, не удовлетворяющихся тем, что они умеют и знают, и ищущих все время новые повороты "магического кристалла" искусства. Сам художник считает, что чувство меры многое определяет в искусстве, и ощущение законченности не становится для него самодовлеющей задачей. Под законченностью картины он понимает не натуралистическую выписанность деталей, а создание эстетического образа, связанного с действительностью, который может дать толчок фантазии, эстетическим эмоциям зрителя, разбудить его воображение. Особенно это чувствуется в поэтичных осенних и зимних пейзажах ("Первый снег", "Осенний Крым"). Сдержанная цветовая гамма, мягкие оттенки тонального колорита, спокойная уравновешенная композиция создают созерцательное, лирическое настроение. На выставке представлена серия натюрмортов Шуринова. Этим жанром он увлекся в последнее время, считая, что натюрморт помогает ему свободнее и увереннее проявить свои природные живописные данные. Совершенство цветовых сочетаний он стремится выразить в легких изящных полевых ромашках, "Хризантемах" и "Скумпии", в пышных гроздьях сирени и в собранных вместе цветах ("Времена года"), где рядом с подснежником и цветущим миндалем мы видим сухие полевые цветы лета. На открытии выставки художника приветствовали его коллеги, Л. Балкинд, В. Толочко, С. Бакаев, Т. Шевченко, А. Олейник, А. Барсукова, П. Якубук. Они отметили удивительно светлый и радостный настрой, поэтичность и музыкальность его работ. Своеобразным камертоном, приглашением к встрече с прекрасным, прозвучал соль-мажорный концерт Вивальди в исполнении десятилетнего скрипача, ученика Симферопольской музыкальной школы Вадима Ельцова. Живопись и музыка - две неразделимые музы, не перестающие нести людям минуты умиротворения. А художник, приглашая зрителей ознакомиться с его работами, признался, что то, что он делает, oн делает в первую очередь для себя, пишет то, что ему нравится. И, конечно, счастлив, когда люди знакомясь с его творениями, переживают те же минуты наслаждения, которые пережил он сам. Это высшая награда для любого творца.

   
  Александр Шуринов: "Нет высоты, которую можно достичь" - Людмила Обуховская
   
 

Он произнес эту красивую парадоксальную фразу в разгар нашей неспешной беседы на фоне собственных работ, щедро, с каким-то безудержным размахом выставленных в самой, пожалуй, лучшей на сегодняшний день в Крыму, престижной Симферопольской галерее - "КЭП". Скажи ее в такой простой и непринужденной обстановке другой художник - сочла бы нарочитостью. Потому что окружали бы совсем другие работы. Не эти, рожденные не кистью, а чувством, эмоциями, живым нервом внешне спокойного, невозмутимого, уверенного в себе красивого человека. Очередная экспозиция живописных работ Шуринова - пример гармоничного единения творчества с сутью и сущностью творца. Картины сконцентрировали в себе силу, мощь цельного мужского характера и едва уловимую незащищенность, такт, свойственный интеллигенту, для которого окружающая природа не просто мастерская - храм, в который со своим уставом не ходят, но, подчиняясь определенным законам, не поступаются собственными принципами. В этом загадка и притягательная сила созерцательной и лишь на первый, мимолетный взгляд не претендующей на философскую глубину живописи известного, признанного и в Крыму, и далеко за его пределами Мастера. Искусствоведы воспринимают художника неоднозначно. Один называет тихим лириком. Другой - классическим крымским импрессионистом. Мне же он интересен тем, что рамки, в которые принято "задвигать" в угоду общепризнанной классификации, градации, не в силах удержать в своих тисках, подчинить себе его внутреннюю свободу, лишенную внешнего бунтарства и лихачества. Впрочем, не только этим... - Если осознаешь, что высота недостижима, стоит ли на нее карабкаться? - Карабкаться не стоит. Идти - да. Потому что высота - это мастерство. - У каждого свое определение этого качественного понятия.

Чем оно у вас выражается? - Не сделаю открытия сказав: художником надо родиться. Это не профессия, а судьба и образ жизни. Но, каким бы ни был изначальный талант, мастером художник не рождается. Для достижения высокого уровня профессионализма надо пройти большой творческий путь. Имея, конечно, школу за плечами. Мастерство, на мой взгляд, на трех китах держится: живопись, композиция, рисунок. Достичь совершенства в технике можно лишь упорным трудом, как бы банально это ни звучало. - Эталон столь высокого критерия есть у вас среди крымских художников? - Федор Захаров. Его отношение к живописи - пример истинного служения своему предназначению. Он всю жизнь шел к высочайшей вершине, которую сам выбрал. Он не был ортодоксом. Менялись изобразительные формы, понятия, а он имел такой внутренний стержень, такую силу духа, которые не позволяли ему метаться ни влево, ни вправо, ни в какие "измы" не впадать. Он гнул свою линию и не иначил себя в угоду другим. Не думал ни о популярности, ни о славе. Ему это не надо было. - А художник Шуринов гнет свою линию? - Да. И это нормально. Нравится кому-то или нет. У меня свои приемы, свои задачи в живописи. Решаю их так, как считаю нужным. Кому-то не нравится, что пишу природу без человека. Но это мой принцип. Не пишу, так называемые, визитные карточки Крыма, мне это не интересно. У меня свой Крым. С потаенными уголками, романтичный, загадочный, скрытый от глаз равнодушных, холодных. Мой Крым не перед каждым раскроется... - Ваша живописная палитра не изобилует разнообразием цвета. Почему? - Пишу в одном колорите, потому что не люблю кричащих, вызывающих тонов, дисгармонии цветовой. Бывает, что даже два неправильно выбранных цветовых соотношения разрушают композицию холста. Я давно занимаюсь культурой цвета, стремясь постичь все тонкости, нюансы игры не только цвета, но света и тени, их соотношений. Пытаюсь каждый раз найти совершенно новый ход в колористическом решении. - Глядя на ваши пейзажи, натюрморты, ощущаешь почти физически, что сработаны они на эмоциях, настроении. Нет настроения - кисти по боку, что называется? - Работаю, когда Господь дает команду поводить кистью по холсту. - И часто он команду дает? - Часто. - Простоев не бывает? - Бывает... Но не столь длительные, чтобы краска на палитре высохла. Это главное. Краска всегда должна быть наготове... Вдохновение ведь в любой момент прийти может. - А если в это время не у холста, а на хозяйстве? Дом, семья разве не отнимают время? - У меня - нет. Жена Татьяна из тех редких женщин, которые становятся в семье и вдохновительницей, и ангелом хранителем, и тем тылом, без которого воин не воин и художник не художник. Она и покой обеспечивает, и настроение для работы. - Наверное, не зря о большинстве ваших работ так и говорят: написаны с настроением. Неужто все действительно на одном дыхании? Когда этюд - понятно. А вот большие полотна? - По-всякому бывает. За пейзаж берусь, только когда именно на него вдохновение приходит. Нет - работаю над постановочным натюрмортом. А пейзаж начатый откладываю. Вешаю на стену, занимаюсь другими делами, не обращаю на незаконченное полотно никакого внимания. Момент для анализа сам приходит. Тогда и видишь все недостатки, просчеты. И осознание, что дальше надо с работой сделать, чтобы ожила. Есть картины, которые писал два, три года. Не каждый день, конечно, а когда потребности появлялась. А есть работы на одном дыхании. Интересно наблюдать, как мое настроение передается в таком случае зрителю. Он считывает не только эмоции, но и мысли, порывы души... - Вы вот сказали о команде свыше "поводить кистью по холсту". Позволю себе такой вопрос: сейчас многие пишут картины на христианские темы, пытаются изображать святых, у вас же ни на одной выставке не видела ничего подобного, неужели никогда не тянуло попробовать? - Убежден, что лики писать у светского человека права нет. Нет готовности, ощущения святости. Бог внутри тебя. Выпячивать наружу свои взаимоотношения с Богом грешно. Нет и права на это. У меня есть работа на христианскую тему, но она не предназначена для посторонних глаз. Живет в мастерской, на публику ее выставлять не собираюсь. - Говорят, художник самый взыскательный критик собственного творчества. Как вы относитесь к своим детищам? Любимых много? - Все картины не могут быть одинаково хороши. Конечно, плюсы и минусы каждой видишь. И чем старше и опытнее становишься, тем отчетливее, без тени кокетства понимаешь: самая лучшая и самая любимая работа - чистый лист. Во что ты его превратишь, зависит от индивидуальности, характера, мастерства. От настроения и настроя. Должна быть полная гармония. Прежде всего в душе. - При избытке эмоций такое возможно? - Возможно, когда твои собственные эмоции и состояние природы совпадают. Тогда две стихии - внешняя и внутренняя не разрушают друг друга, а дополняют. Надо суметь ухватить импульс, мотив природы и воплотить этот миг как вспышку совершенства. Моя задача, стремление передать на полотнах мимолетность определенного состояния в природе. Миг между прошлым и будущим, как отражение вечности бытия, нетленности красоты...

Да, спонтанность и импульсивность могут быть созидательными, а не разрушительными. Это понимаешь, всматриваясь в работы Александра Шуринова. Его творческая интонация ненавязчива, проникновенна. И неповторима. Наверное, следующий этап, которого достигнет - полная колористическая раскрепощенность, раскованность. От собственного видения цвета, умения его передать, которыми он обладает, до этой высоты - рукой подать. ... Когда вокруг столько работ, взгляд невольно путешествует во время разговора от одной к другой, скользя мимолетным лучом, задерживаясь вдруг и замирая на чем-то из ряда вон. Как на "Бабьем лете", сотканном из мельчайших паутинок, пролетавших по воздуху и образовавших едва уловимые цветовые очертания. Мазков совсем не видно. Нет и букета как такового. Есть лишь туманное видение, превращающее земную бренность в нетленность бытия. И понимаешь - это откровение. Но из тех, что как песня не для громкого голоса, а для тихого сердца: слышна не каждому...

   
  Крымский художник Александр Шуринов - Ширяева Л.А
   
 

Творчество Александра Шуринова - это свободная, легкая импровизация на тему природы, ее непреходящей красоты и совершенства. Крымская земля вдохновляет, дает силы и энергию, во многом определяет настроение, образный строй и особенности его живописи. Для художника важно не только что изображать, но и что чувствовать и переживать, созерцая и воспринимая данный конкретный мотив. А потому всякая натура хороша, было бы душевное состояние, озаряющее и вдохновляющее к творчеству. С одинаковым волнением пишет он знаменитые коктебельские берега, покрытые первой нежной весенней зеленью, и заваленные снегом маленькие неказистые соседские домики, преображенные зимним убранством. Импульсивность, спонтанность чувств, эмоций в его картинах заставляют зрителей сопереживать как бы сам момент творчества, быть причастными процессу созидания. Работает художник очень быстро, максимально концентрируя всего себя. Это позволяет передать остроту и свежесть переживаний, сохранить непосредственность и чистоту впечатлений. Малейшие изменения натурного мотива, внутреннего состояния самого художника мгновенно как в зеркале отражаются в его работах.

Сравнивая этюды, написанные в один день и в одном месте, можно подумать, что это этюды разных авторов - настолько они отличаются и по настроению, и по образному звучанию. Картины, созданные в моменты творческого взлета, привлекают удивительной поэтичностью образа, гармонией и цельностью всех компонентов. В каждом времени года он находит свое очарование, и пейзажи художника передают самую широкую, разнообразную и изменчивую гамму состояний природы: нежность зацветающей весны, печаль осеннего увядания, недосказанность и тайну зимних грез, животворящую энергию лета. Главным средством выразительности в его работах являются цвет и тон. Верно найденная общая тональность, единство свето-цветовой среды, легкая, свободная манера письма и тонкое чувство меры отличают его произведения. Творчество этого автора трудно разбить на какие-либо временные этапы. Он постоянно меняется, более того, в силу импульсивности, темперамента есть в его характере некая творческая непредсказуемость. При этом всегда сохраняется определенный высокий эстетический уровень. Он не останавливается на достигнутом, на освоенном, он всегда в движении. Даже моменты творческого застоя не проходят впустую, преодолевая их, он всегда делает рывок в новое, неизведанное. В последние годы палитра художника стала значительно ярче, насыщенней, светлей. Он увлекся натюрмортами, и в этом жанре полнее и увереннее проявились его природные живописные данные. В колорите смело использует контрасты цвета, интенсивность и энергию каждого цветового пятна, применяет все возможности фактуры, делая её то плотной, даже рельефной, то лессировочной, полупрозрачной, всегда оставляя следы движения кисти, делая тем самым живописную поверхность "дышащей", живой. Он словно снял с себя какие-то внутренние ограничения и начал творить в свободном полете - легко, непринужденно, играючи, не задумываясь о правилах и канонах. Эта легкость завораживает зрителя, уводит его от забот и проблем в мир красоты, света и добра.

В картинах Шуринова никогда не ощущается следов труда, усилий автора; хотя объективно понимаешь, что подобная легкость, артистизм являются результатом серьезной, многолетней и постоянной работы, значительного творческого опыта. В пейзажах и натюрмортах композиция всегда спокойная, уравновешенная, сюжетно мотивированная. Колорит четко сгармонизирован по цвету и тону и всегда передает эмоциональную настроенность произведения. Свет то мягкий, окутывающий, рассеянный, то вибрирующий, яркий, сияющий, сложно взаимодействующий с цветовыми пятнами, он образует цельное единое цвето-световое пространство, в котором неразрывно существуют предметные формы и среда их обитания. Сейчас в творчестве художника пора расцвета. Уже есть опыт, мастерство и не угас еще трепет души и сердца. И эта чувственность, наполненность каждого мига жизни, эта бесконечная изменчивость и неповторимость эмоций составляют особенность и притягательность его творений.

   
  Грусть дождя в осеннем парке - С. Глазунова
   
 

В одном из залов Симферопольского художественного музея экспонируется выставка работ известного крымского художника Александра Шуринова. Зрителя встречает приятная живопись, гармоничная, мягкая, ласкающая глаз переливами серебристо-палевых оттенков, характерных для палитры этого мастера. Всего 27 работ, представляющих любимые жанры живописца - пейзаж и натюрморт. В основном все они написаны в последние годы. Их автору 48 лет. Семья будущего художника приехала в Симферополь из Черкасс в 1953 году, с тех пор его жизнь, а впоследствии и творчество связаны с Крымом. Здесь в 1972 году он окончил художественное училище им. Самокиша, а в 1988-м стал членом Союза художников Украины.

Александр - прирожденный пейзажист, хотя нельзя сказать, что он оригинален в выборе мотивов. Прибой у крымских берегов - наиболее часто встречаемый из них. В этом смысле интересны зимние пейзажи художника с зачарованными в снежной пелене лесами и стылыми реками, сияющие жемчужными переливами цвета. Один из них - "Крымская зима" - был подарен автором к юбилею нашего музея. А. Шуринов пишет в широкой, раскованной манере и пытается быть разным. Даже на этой небольшой выставке можно отметить его многоликость. Вот он пишет с натуры - широко, хлестко, сочно ("Лето в заповеднике", "Восточный берег"), вот работает в мастерской, превращая этюд в картину, в ней появляются особый настрой, даже драматизм ("Морской пейзаж", "Весна у Карадага"). А вот его реально-фантазийные вещи, с присущей им декоративностью цвета и пространственных решений - возникающий и туманном мареве букет полевых цветов или сказочное и таинственное "Зимнее солнце". Художнику свойственно светлое, незамутненное восприятие мира, стремление к красоте и поэзии, иногда несколько прямолинейной и легко читаемой. Поэтическая грусть дождя в осеннем парке ("Аллея") не "задевает", а обращается в своеобразный знак-символ, глядя на который, можно вспомнить, что есть такое чувство, но не испытать его. Проходя по залу, ловишь себя на мысли, что художник чего-то не договаривает или не успевает сказать, оставляя один замысел и обращаясь к новому.

Хочется пожелать, чтобы он чаще забывал о себе и будущих зрителях своих картин, а весь отдавался стихии вдохновения, уходил в натуру, в мотив, любил его. Ведь он - талантливый живописец, одаренный счастливым даром радостного, гармоничного восприятия природы. Александр Шуринов - безусловный профессионал и по натуре очень деятельный человек, его творчество не стоит на месте, постоянно обогащается новыми задачами и замыслами. Александр ведет активную выставочную деятельность - недавно прошла его персоналия в галерее КЭП, готовится выставка в Коктебеле, работы присутствуют во многих салонах и коммерческих галереях Крыма и за его пределами. Можно сказать, что девиз художника: "Ни дня без выставки!". На этом фоне залы Симферопольского художественного музея - "тихая заводь", где познакомиться с творчеством мастера можно в обстановке, располагающей к неторопливому общению с искусством, на выставке, которая продолжит свою работу в течение августа. Одной из ее приятных особенностей является предоставленная автором возможность зрителям купить любую понравившуюся работу.

   
  Перламутрово-золотистый блик - Л. Горская
   
 

В выставочном зале Союза художников состоялось открытие персональной выставки нашего земляка Александра Шуринова, члена Союза художников СССР, участника ряда международных выставок. Выставка продлится до 14 апреля. - Что для вас самое трудное в жизни? - этот вопрос я задаю красивому и статному человеку, имя которого уже давно известно любителям живописи в Крыму и за его дальними пределами. Выставки, статьи, буклеты, передачи по телевидению и эпитеты, эпитеты... "Смелый", "тонкий", "метафоричный","магический" и так далее до бесконечности. А он устало и непринужденно сидит передо мной на корточках в залитом солнцем весеннем сквере и обдумывает мой вопрос. Пауза затягивается, и у меня мелькает мысль: "Да что трудного, в самом деле, может быть в жизни этого обласканного критикой и судьбой человека?". Его ответ несколько озадачивает меня. - Пожалуй, самое трудное, почти невозможное - это писать картины по заказу. Я этого совсем не могу. - А как можете? - я продолжаю осторожно плести тоненький шнурочек доверия, боясь утратить его, потому что мой собеседник оказался совсем не таким открытым, как это показалось на первых порах. - Я будто чувствую мягкий толчок, - задумчиво продолжает он, - как бы тихий приказ, и вот тогда кисть сама непринужденно тянется к холсту, и я уже не могу остановиться. ...

Так вот откуда появился этот перламутрово-золотистый блик над пучком привядших полевых цветов, заставивший меня жадно и пристально всматриваться во все пейзажи и натюрморты Александра Шуринова (так зовут моего собеседника), искать и находить в них все оттенки нежности надежды и тревоги за волшебную и ранимую красоту Кара-Дага, за хрупкую уязвимость цветов, деревьев и моря на его полотнах, полностью отказавшихся от присутствия на них образа человека, безумного и опасного хозяина природы.

- По-видимому, вы верующий человек? - Я сразу понимаю, что неловко коснулась самого сокровенного. Прозрачные глаза художника вдруг делаются "синее синего", и лучики морщин, как лучи двух маленьких солнц, бегут к высокому лбу. Он смущен, этот сорокапятилетний сильный человек мастер, чьи картины давно и прочно заняли свои места во многих частных коллекциях Европы, трудяга, своими руками построивший студию, похожую на храм, нежно любящий жену и двух взрослых сыновей и рассказывающий о своем четырехлетнем бежевом доге как о забавном, милом и своенравном младшем сыне. В его трогательном смущении я угадываю слово "Да", а в памяти моей благодарно и нежно дрожит тот самый неповторимый перламутрово-золотистый блик, пленивший меня на открытии выставки в Симферополе несколько дней назад.

   
  С. Муравский "Прекрасное - близко"
   
 

Работы крымского художника Александра Шуринова - своеобразны. Те, кто посетил его выставку, отмечают в произведениях мастера высокий чувственный уровень, редкую трепетность, удивительный колорит. Пейзажи и натюрморты А. Шуринова вызывают ощущение загадочного миража, порыва свежего ветра, всплеска эмоций. Специалисты отмечают, что А.Шуринов постоянно растет как художник, многие его работы есть в частных коллекциях в Англии, Франции, Австралии, США, Японии.

Привычными становятся для художника зарубежные выставки и, конечно же, ежегодные показы своих картин в Крыму. На сей раз выставка работ А.Шуринова открылась в помещении симферопольской детской музыкальной школы N 2, и это далеко не случайно. Несколько лет назад директор школы И.Силинг стала организовывать в своем учебном заведении картинную галерею. Для чего? Прежде всего для того, чтобы дети могли развиваться гармонично, разносторонне. И одной из первых, пополнивших создающуюся коллекцию, была работа А.Шуринова.

Постепенно галерея стала увеличиваться. Сейчас художники имеют возможность выставляться в зале, холлах, в прекрасном зимнем саду. Экспозиция все время обновляется. Здесь есть место разным авторам, разным стилям, искусствоведы проводят занятия по эстетическому воспитанию. В подвале ДМШ нашлось место для частной галереи "К.Э.П". По сути, мы стали свидетелями того, как в Симферополе появился еще один великолепный выставочный зал.

 
 
 
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом. Любое воспроизведение без
ссылки на автора и сайт запрещено. Художник А.С. Шуринов © Alexander Shurinov